Да ещё какая перекличка: от начала XIII до начала XXI – аж дух захватывает!
На выставке в честь дружбы России с Мальтийским орденом два московских музея – Музей им. Андрея Рублёва и Музей русской иконы – покажут в Риме и иконы XVII–XVIII вв., и русский авангард, и современное искусство.
«Богоматерь Великая Панагия» – иконографический тип, связанный с темой Воплощения. В основе иконографии два текста:
- один из Ветхого Завета (пророчество Исайи): «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7.14),
- другой из Нового Завета (слова Ангела в Благовещении): «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк., I., 35).
В этих словах – тайна Боговоплощения: рождение Спасителя от Девы, рождение Сына Божия от земной женщины.
***
Металлическая конструкция (слово формально подходит, но мне не нравится, а другое не могу пока подобрать) Дмитрия Гутова, созданная им по мотивам шедевра древнерусской иконописи – иконы «Богоматерь Великая Панагия» первой трети XIII в. из Третьяковской галереи, стала для меня своеобразным символом Музея русской иконы:
Вот и сам источник:
Фигура Богоматери в полный рост с Богомладенцем именуется «Великая Панагия», что означает «всесвятая». Она в центре иконы, на овальном красном ковре, поднявши руки с раскрытыми в молитвенном порыве ладонями. Этот жест повторен и в фигуре Младенца, что на её груди: золотой диск с поясным Еммануилом. Но обратите внимание на разницу жестов: если ладони Богоматери раскрыты, то положение пальцев Еммануила – это жест архиерейского благословения:
В верхних углах иконы, в медальонах и в белых кольцах, – изображения архангелов: справа Архангел Гавриил, слева Архангел Михаил:
Насыщенные плотные краски одеяния Богоматери – тёмно-зелёная туника и красновато-коричневый мафорий* – покрыты широкими золотыми полосами, обрисовывающими складки.
В покрытых золотом одеждах Еммануила и архангелов чередуются краски оранжевого оттенка, белые, коричневые и тёмно-зелёные.
Киноварь ковра, перекликающаяся с красками одежд Еммануила и архангелов, придаёт колориту всего изображения определённую ритмику, усиленную белыми пятнами: белыми нимбами, белыми же кругами вокруг архангелов, у которых и лоры**, и зерцала также белые.
В иконописи архангелы изображаются в разных одеждах и с разными «предметами». Здесь оба архангела являют собой стражей Царя Небесного, и потому они в одеждах придворного византийского императора, так называемых «лоратных одеждах»:
Богоматерь Великая Панагия; первая треть XIII в., Школа или худ. центр: Ярославль; ГТГ, Москва. Фрагмент Источник
А зерцала в их руках – прозрачный шар-сфера, посредством которого они могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него. На зерцале обычно пишутся начальные буквы имени Спасителя (IC XC), иногда изображаются Предвечный Младенец Эммануил или, как в данном случае, голгофский крест.
* мафорий (др.-греч. μαφόριον) — длинное женское покрывало с головы до пят; в иконописи изображается, как правило, цветом малиновым, красным. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырёхугольном плате, который она носила по обычаю замужних иудейских женщин того времени и который надевался поверх другой одежды
** лор (греч. λωρος лента) — в иконописи деталь облачения архангелов: широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; заимствована из облачения византийских императоров
Источники:
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4953/
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=170
http://znamenskoe-hram.ru/index.php?Itemid=16&id=48&option=com_content&view=article
http://www.iconrussia.ru/iconography/440/